Объект 825 ГТС.


 

Крым, город Балаклава, здесь находится сверхсекретный, а в наше время уже рассекреченный подземный завод по ремонту субмарин. Это грандиозный стратегический объект, единственный в мире по своим масштабам. 44°30'03.4"N 33°35'47.6"E

 

 

 Объект 825 ГТС - самый крупный военный объект на сегодня из рассекреченных на планете. Из-за него древний крымский город Балаклава близ Севастополя на долгие годы превратился в один из самых закрытых и загадочных населенных пунктов СССР.

 

 

Прежде несколько слов о самой Балаклаве. На набережной этого прекрасного города, испытываешь чувство защищенности и уюта, небольшая бухта закрыта со всех сторон.

 

 

Здесь практически всегда море спокойное, вода прозрачная и тихая, мирно ютятся шикарные яхты и стоят на стоянке военные корабли.

 

 

Очень сложно представить, что когда-то Балаклава была одним из самых засекреченных мест Советского Союза.

 

 

Именно здесь была неприступная база советских подводных лодок. Вот как выглядела бухта в те времена.

 

 

Подземный завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС) — сверхсекретный военный объект времен холодной войны.

 

 

ГТС или Гидро Техническое Сооружение — название объекта в целях конспирации. В настоящее время — самый крупный из всех рассекреченных военных объектов СССР.

 

 

В период после войны обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожали друг другу ядерными ударами.

 

 

Нужно было найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки в случае войны и откуда могли нанести ответный ядерный удар.

 

 

После продолжительных поисков выбор пал на тихую Балаклаву. В 1957 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.

 

 

Подземный комплекс, так называемый «Объект 825 ГТС», строился 9 лет, начиная с 1957 года. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. 

 

 

Сооружение представляло собой объект противоатомной защиты первой категории, включающий в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта подводных лодок, склады для хранения торпедного и иного вооружения.

 

 

Располагается комплекс в недрах горы Таврос, по обеим сторонам которой, находится два выхода - южный и северный.

 

 

Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью "закупоривать" подземный объект. В случае нападения.

 

 

Такой же ботопорт, но только гораздо меньшего размера, установили и в подземном сухом доке (канал справа).

 

 

Когда субмарина в надводном положении входила в док, док запирался ботопортом, из него откачивали воду и доковали лодку.

 

 

Для выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который также ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии.

 

 

Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями. В завод одновременно вмещается до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8.5 м, ширина колеблется от 8 до 12 метров, а высота арки канала – 18 метров.

 

 

 Общая площадь помещений завода превышает 5000м. кв., площадь подземной водной поверхности равна 3000м.кв. Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения.

 

 

Объект 825 ГТС, для обслуживания которого была сформирована 155-я бригада подводных лодок, предназначался для ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов предназначенных для этих субмарин. В центральной штольне объекта могло разместиться 7 подлодок указных проектов, а при необходимости, во всех штольнях — до 14 субмарин разных классов.

 

 

Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов. В некоторых помещениях и сейчас работают осушители, отводя излишнюю влагу из помещений.

 

 

Имел проект и недостатки. За время строительства на вооружение стали поступать новые дизельные подлодки 641-го проекта просто не вмещавшиеся в каналы. При небольшой качке войти на лодке через выпуск на северной стороне горы тоже было невозможно, входили лодки только со стороны бухты.

 

 

По этой же причине нахождение одновременно более трёх лодок в каналах было проблематично. Зато при спуске воды с сухом доке, рыбу можно было собирать лопатами, не зря, по одной из версий, название города происходит из турецкого и переводится как «рыбный мешок».

 

 

Поскольку завод по ремонту подводных лодок являлся секретным объектом, в 1957 году Балаклава была переведена в состав Севастополя, лишившись статуса города, и стала закрытой территорией. В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка и завод прекратил свою деятельность.

 

 

Вот такой вот неприметный бетонный портал и есть вход в секретный подземный комплекс.

 

 

Здесь в недра горы Таврос ведет длинный прямой коридор пробитый в скальной породе.

 

 

От шершавых стен прохода ощутимо тянет холодом, в то время как на улице температура может быть и за +32 , внутри не более +15 градусов.

 

 

Коридор оканчивается достаточно просторным помещением, " тамбуром". Из него отходят два тоннеля, тот что слева - ведет в глубь объекта, прямо - в минно - торпедную его часть.

 

 

Этот коридор - ведет в минно - торпедную часть комплекса.

 

 

В начале главного коридора, ведущего в глубь комплекса, мощные взрывоустойчивые двери, это специальные заграждения из двух толстенных стальных створок, толщиной в 40 см каждая, одна такая дверка весит 10 тонн, за ними - шлюзовая камера. В случае прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей, мощные створы полностью защитили бы от излучения, ударной волны и радиации. В автономном режиме объект мог существовать до 3 лет.

 

 

За шлюзовой камерой ещё одни такие же взрывоустойчивые створы. Дальше находится коридор, ведущий в глубь комплекса.

 

 

По всему комплексу то тут, то там можно встретить подобные безделушки, как - никак объект то хоть и бывший, но все-таки военный...

 

 

Основной коридор ведет к сухому доку, где ремонтировались подводные лодки. Раньше здесь находилась гермодверь, герметично изолирующая объект от внешнего мира в случае такой надобности. Внизу под этим коридором  нулевой уровень, где были проложены трубы для подачи топлива и воды. Вверху примерно 126 метров скального грунта горы Таврос.

 

 

Зал, откуда можно попасть в минно-торпедную часть и топливное хранилище подземного завода.

 

 

Минно-торпедная часть комплекса служила для проверки и обслуживания боекомплекта подводных лодок, там проводили регламентные работы, после чего доставляли мины и торпеды в арсенал.

 

 

Этот тоннель с якорем на решетке - ведет к водному тоннелю. Он предназначался для погрузки боеприпасов на лодки в военное время.

 

 

А этот коридор в минно-торпедную часть объекта.

 

 

Центральный коридор комплекса, ведет к помещениям сухого дока.

 

 

Потерна имеет изгиб определенного радиуса, который был специально расчитан для гашения ударной волны и осколков. Протяженность коридора составляет 296 м., высота 4,5 м., ширина 4 м. 

 

 

Такие вот надписи на стенах невольно служат напоминанием, когда и для каких целей создавался этот объект...

 

 

Длинный изогнутый коридор оканчивается выходом в помещение сухого дока.

 

 

Здесь на выходе имеется еще одна шлюзовая камера.

 

 

 Двери здесь поскромней, не такие массивные как на входе, но и находятся глубоко в недрах горы, вдали от возможного ядерного удара.

 

 

В глубине виден портал второй гермодвери.

 

 

Сама гермодверь отсутствует.

 

 

В самом же помещении сухого дока нагромождение оборудования совершенно неясного назначения.

 

 

Словно сошедшего с экрана всем известной игры "S.T.A.L.K.E.R".

 

 

Для чего служило такое оборудование можно только догадываться.

 

 

Как вариант - для замеров радиоактивного загрязнения команды, прибывшей в сухой док подлодки.

 

 

 

 

 

 Далее - совершенно обычные, банальные ванны, намертво вмурованные в бетонные основания.

 

 

Для чего же были они нужны в помещении сухого дока?

 

 

Может быть здесь планировалось отмывать подводников, побывавших в "грязной" среде и получивших дозу в плавании?

 

 

Разумеется ванны забрызганы не кровью, это просто грязь...

 

 

А вот и вид на сам - сухой док, где непосредственно должна была доковаться лодка и происходить её ремонт.

 

 

В дали виднеется малый ботопорт, запирающий собой вход в сухой док.

 

 

Лодка заходила в док, тот подпирался ботопортом и осушался мощными насосами.

 

 

Сквозь толщу воды видны нижние этажи дока.

 

 

Небольшой мостик ведет через водный канал, соединяющий южный и северный входы для подлодок.

 

 


Следующий и самый секретный отсек завода — Арсенал. Те, кто работал в остальных отсеках даже не подозревали о том что происходит здесь, т.к. в Арсенале находилось специальное оружие.

 

 

Этот портал соединен тоннелем с минно-торпедной частью комплекса ( решетка с якорем) Погрузочная площадка арсенала предназначалась для погрузки торпед на борт подводных лодок, которые укрывались в канале в случае нанесения ядерного удара.

 

 

В мирное время погрузку торпед осуществляли снаружи на причале.

 

 

 Здесь по левую сторону от входного водного канала находится тоннель ведущий к Арсеналу объекта.

 

 

Слева - к арсеналу, справа к сухому доку.

 

 

Впереди - Арсенал обьекта.

 

 

 Первые двери - лишь простые железные створки - защита от посторонних, кому сюда - неположено.

 

 

Хотя большая часть оборудования и электрокабелей - демонтированы, кое-где еще сохранились электрощитки от них.

 

 

Взгляд назад - выход к водному каналу и сухому доку.

 

 

Подсобные помещения: Вентиляция, подстанции и т.п.

 

 

К помещениям Арсенала ведет изогнутый коридор, его длина 280 метров. Здесь работало 200 человек, из них 150 военнослужащие. Они находились в подчинении закрытого специального управления при министерстве обороны Совесткого Союза.

 

 

На входе в Арсенал - двустворчатые арочные взрывоустойчивые двери, проем 3 x 2.8 метра, предназначены для защиты хранилища от ударной волны  и излучения.

 

 

Их створки изготовленны из листовой стали и проката, заполнены бетоном марки «М-500».

 

 

 Общий вес одной створки 10 тонн, толщина 60 см., высота 3 м.

 

 

Внутри шлюзовой камеры установлены электроприводы для движения каждой створки взрывоустойчивых защитных ворот.

 

 

 Запорный механизм створ стоит за стеной. Каждую створку ворот приводит в действие отдельный механизм.

 

 

 

 

Камера состоит из взрывоустойчивых защитных ворот с внешней стороны и гермодвери с внутренней стороны.

 

 

 

 

 

Весит такая гермодверь - 480 кг. В ней имеется калитка.

 

 

 

 

 

Во время работы объекта створки были закрыты, чтобы обеспечить подходящие условия для ядерных ракет- температура от +10 до + 15 градусов и влажность 50-60%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще один изогнутый коридор.

 

 

 Коридор упирается в железные ворота за которыми очередной коридор, на этот раз с проложенными в бетонном полу рельсами.

 

 

 По этим рельсам передвигались специальные тележки, стены покрыты листами шифера в целях шумоизоляции.

 

 

 Этот коридор в свою очередь упирается в следующие железные ворота, выходящие на своеобразный перекресток.

 

 

Взгляд назад

 

.

Взгляд назад.

 

 

На этой территории готовились специальные боевые заряды. Коридор прямо - выход с объекта, слева - хранилище готовых изделий, справа - помещение для сборки изделий, за спиной - штольня к каналу. На объекте готовые изделия разрешалось транспортировать только в закрытых контейнерах ручным способом на таких вот тележках.

 

 

Такая тележка весит 996 кг, и имеет грузоподъемность до 7 тонн. Колеса покрыты специальным материалом, при движении не возникает скрипа. Здесь тоже на всех стенах - шифер - для шумоизоляции.

 

 

 В центре зоны находится поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозились контейнеры с боеголовками.

 

 

Впереди по коридору вход в бывший сборочный цех, рядом со входом находятся шкафы-кабины со спецодеждой рабочих рассчетов, в небольших кабинетах находятся сейфы с документами и комплектующими элементами

 

 

При работе рассчета готовились боеприпасы, каждый весом в 860 кг, при работе не допускалось ошибок.

 

 

 Каждая операция не только выполнялась в соответствии с командой начальника рассчета, военнослужащий озвучивал все свои действия, а специальный писарь записывал все это в журнал




 

 

 

 

 

 

Тут собирались (оснащались боевой частью) ракеты и торпеды, в том числе с ядерной начинкой и отправлялись на боевое дежурство.

 

 

 Этот кран служил для перемещения изделий и с простыми и с ядерными зарядами.

 

 

 Впереди хранилище готовых изделий.

 

 

Вход.

 

 

Бывшее хранилище обычных вооружений.

 

 

Здесь хранились мины и торпеды без ядерных зарядов.

 

 

 

 

 

Следующий зал был хранилищем ядерных боеприпасов.

 

 

Впереди по коридору - шлюзовая камера.

 

 

Далее выход из комплекса на набережную.

 

 

Слева на заднем плане - установка для подачи воздуха, т.н. кондиционер, откуда воздух подавался во все туннели завода.

 

 

В частности, шкаф для сушки специального силикогеля, который распылялся для поддержки постоянной влажности в 50%. 

 

 

 

 

На заднем плане один из заброшенных коридоров объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Служебные отсеки и гермозатворы с приводами на выходе.

 

 

Гермозатвор на входе в Арсенал.

 

 

Система вентиляции, далее взрывоустойчивые створы.

 

 

 

 

 

Эти двери открывались только тогда, когда через проход ввозили или вывозили боеприпасы.

 

 

В остальное время они не использовались.

 

 

Персонал при необходимости пользовался особым проходом слева от взрывоустойчивых створ объекта.

 

 

Это так называемый - "Людской ход". Это - вход.

 

 

Это специальный изогнутый коридор, снабженный мощными дверями.

 

 

"Людской ход". Это - выход.

 

 


Далее за пределами внутренних частей объекта, такой же как и на входе длинный коридор в скальной породе.

 

 

 

 

 

На выходе осталась часть маскировочной сетки тех времен.

 

 

В прежние времена этой сеткой были покрыты все входы и выходы стоянки подводных лодок.

 

 

Общий вид выхода из комплекса.

 

 

Не распакованные боеприпасы, в транспортировочных контейнерах.

 

 

А неподалеку - вот такой вот стратегический запас на черный день... Что бы кто не говорил, а люди  военные уж точно знают как следует правильно хранить боеприпас...

 

 Пройти по объекту сейчас