Гунканджима

 

Еще один город, ставший жертвой погони за полезными ископаемыми. Хасима (пограничный остров) - этот остров также имеет прозвище Гунканджима (Военный корабль) - благодаря тому, что из-за застройки, с моря остров действительно напоминает корабль.

 

 

Этот остров - один из 505 незаселенных островов в префектуре Нагасаки, находится всего в каких-то 15 километрах от столицы префектуры. Длина его составляет с запада на восток около160 метров и около 480 метров с севера на юг. Береговая линия приблизительно имеет протяжённость всего в 1 км.

 

 

До заселёния острова в начале XIX века в связи с обнаружением на нем угля, он представлял собой просто большой обломок скалы, слегка поросший зеленью. 

 

 

Морские птицы да рыбаки из Нагасаки и с соседнего острова Такасима, вот собственно и все, кто пользовался его гостеприимством.Первые для создания гнездовий вторые в поисках временного прибежища.Остров начали заселять в 1810 году, когда там неожиданно обнаружили запасы угля.

 

 

При начале разработки угля к скале в море добавился остров размером в 0,063 км², который создали искусственно из извлекаемой шахтной породы, при постройке первых штолен. 

 

 

Остров не всегда был столь необитаемым как сегодня, он имел свое население с 1887 по 1974 год, активная застройка острова началась в 1890 году, когда компания Mitsubishi (да да, та самая, которая сегодня выпускает автомобили) купила его под свой крупный проект по добыче угля со дна моря.

 

 

Это событие привлекло много внимания, и в 1916 году на острове было построено первое большое бетонное здание в Японии, которое предназначалось для защиты

рабочих и администрации от землетрясений и ураганов.

 

 

К 30-м годам XX века остров стал серьёзным промышленным центром: кроме шахт, там появились военные заводы. На Хасиме шла добыча угля на шахтах, уходящих на глубину до 600 метров ниже уровня моря.

 

 

В период с 1943 по 1945 год для принудительной работы на подводных угольных шахтах Mitsubishi Corporation, сюда привозили китайцев и корейцев. Множество их умерло на острове от тяжелейших условий труда и быта.

 

 

В 1959 году плотность населения острова достигла максимума, 5259 человек на кв. км. при береговой линии острова около 1 км. При этом плотность населения в жилой зоне достигала фантастического числа в 139 100 человек на кв. км. 

 

 

Это самая высокий показатель не только для Японии, но и для всего мира. В течение 50 лет остров являлся одним из самых густонаселенных мест на Земле.

 

В этот период своей истории на острове имелось 30 больших корпусов жилых домов, 25 магазинов, школа, два плавательных бассейна, больницы и кладбище.

 

 

Через десятилетия процветания в 1960 году когда на смену углю пришла нефть, и по всей Японии стали закрываться угольные шахты, Хасимская шахта тоже не стала исключением добыча угля на Хасиме пришла в упадок, и в 1974 году Mitsubishi официально заявила о полном закрытии своих шахт на острове. 

 

 

В течение нескольких недель самое густонаселённое когда-либо место на земле полностью обезлюдело. Все жители покинули остров ввиду исчерпания ископаемых и грядущей безработицы.Процветающий город-корабль превратился в город-призрак.

 

 

На протяжении многих и многих лет посещение острова было катигорически запрещено и каралось неизбежной депортацией из Японии. Так японское правительство попыталось обезопасить остров от «чёрных копателей» - предметы быта из мёртвого города становятся объектом охоты богатых коллекционеров.

 

 

Так как интерес к таинственному острову с годами только рос, было предложено, чтобы Хасима был открыт для контролируемых посещений.

 

В настоящий момент посещение острова частично разрешено, но доступ туристам открыт только в некоторые его части специально оборудованные для безопасного пребывания.

 

 

У японского правительства имеются планы по превращению острова в своеобразный музей культуры и быта шахтёров, но для реализации этих замыслов необходимы громадные финансовые вливания, так как почти все постройки на острове-корабле находятся в аварийном состоянии и требуют либо сноса, либо реставрации...