БРОНЕТЕХНИКА

Т-90

Т-90 «Владимир» — современный российский основной боевой танк. Создан в конце 1980-х — начале 1990-х годов как модернизация танка Т-72Б, под индексом Т-72БМ, однако был в 1992 году принят на вооружение уже под индексом Т-90. Индекс Т-90 был присвоен машине по личному распоряжению Президента Российской Федерации. Мелкосерийное производство танка было начато в том же году, всего же на 2010 год на вооружении Российской армии находилось около 250 Т-90. В 2008—2009 годах согласно контракту поставлялось по 63 танка ежегодно. В 2010 году было запланировано производство 63 танков, в войска же поступил 61 танк. На 2011 г. производство Т-90 для Российской армии не запланировано.

Помимо этого, начиная с 2000 года, начаты поставки в Индию, а с 2010 и лицензионное производство танка на заводах Индии. В планах довести число танков этого типа в индийской армии до 1657[9]. Также в 2006—2008 годах были заключены контракты на поставки танка в ряд других стран, в частности, Алжир и Саудовскую Аравию. Стоимость нового Т-90 по контрактам на поставку российской армии составляет 70 миллионов рублей за единицу по состоянию на 2010 год[10]; в марте 2011 года была названа другая стоимость — 118 млн

История создания и производства

Модификация Т-72, созданная в конструкторском бюро «УКБТМ (Уральское КБ Транспортного машиностроения)» (Нижний Тагил) в 1989 году под руководством главного инженера Владимира Поткина (первоначальное название танка было «объект 188», или Т-72БУ).

«Объект 188» разрабатывался параллельно со значительно более совершенным экспериментальным танком Объект 187, также бывшим развитием серии Т-72. Однако вскоре после распада СССР внедрение в серийное производство «Объекта 187» пришлось свернуть, и в качестве основного танка был избран более простой Т-72БУ, переименованный в Т-90. Тем не менее, впоследствии многие прогрессивные технические решения «Объекта 187» удалось применить в новом, перспективном поколении российских танков. Серийное производство началось в 1992 году. В 1992—1996 годах промышленность поставила сухопутным войскам в общей сложности не более 120 Т-90, затем производство было остановлено и возобновлено лишь в 2004 году. Новыми танками, в частности, полностью укомплектован один из полков 21-й Таганрогской Краснознамённой ордена Суворова мотострелковой дивизии СибВО, а также 108 танковый полк 5-й гвардейской Будапештской танковой дивизии (дислоцировавшийся в Бурятии); один батальон Т-90A выпуска 2004—2005 годов числится в Таманской мотострелковой дивизии.

Конструкция Т-90 повторяет основные принципы советского танкостроения: от зарубежных танков, например, «Абрамс», имеющих просторную компоновку, что увеличивало размер танка, его массу, требовало установки мощного двигателя, снижало возможности для повышения защиты, Т-90 отличается высокой плотностью компоновки (малым заброневым объёмом), применением нетрадиционных средств повышения защищённости (динамическая защита, КОЭП), ракетно-пушечным вооружением.

За основу нового танка был принят советский Т-72Б разработки УКБТМ. С 1985 г. он производился вместе с Т-80У, но отличался от него примитивной неавтоматизированной системой управления огнём (СУО). Таким образом, создание Т-90 подразумевало доведение Т-72Б до уровня Т-80У по всем показателям, чего, однако, до последнего времени не удалось добиться в отношении подвижности.

На Т-90 первых серий («объект 188»), помимо СУО 1А45Т, унифицированной с Т-80, устанавливался комплекс оптико-электронного подавления «Штора-2», обеспечивающий танку индивидуальную защиту от находящихся на вооружении большинства армий мира противотанковых управляемых ракет (ПТУР) с командными полуавтоматическими системами наведения типа «TOW», «Hot», «Milan», «Dragon» и лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfire», «Copper head» за счёт создания активных помех их наведению.

Новая версия Т-90 (Т-90А, или «объект 188А1»), поступившая в производство с 2004 г., усовершенствована в ряде отношений. В частности, в качестве ночного прицела установлен современный тепловизор 2-го поколения «Эсса» с полностью стабилизированным полем зрения, интегрированный с основным прицелом и его дальномерным каналом; прежняя литая башня заменена на усиленную сварную с габаритом брони до 950 мм; вместо 840-сильного двигателя создан 1000-сильный дизель В-92С2. В дальнейшем планируется установка на танк перспективного 1200-сильного дизеля В-99[12]; по некоторым данным, заменён стабилизатор орудия, что вдвое повысило перебросочную скорость наведения башни и улучшило точность стрельбы с ходу. Программа их закупок остаётся крайне ограниченной: к 2015 г. планируется приобретение семи батальонных комплектов (217 машин). В 2007 г. Министерство обороны РФ закупило 60 танков (два батальонных комплекта) Т-90А.[13]

В августе 2007 года было объявлено о поставке около 100 тепловизионных камер модели Catherine FC, французского производителя Thales, для установки их на танках Т-90 российской армии. Камера Catherine FC позволяет обеспечить эффективное распознавание целей в различных условиях освещения, днем и ночью. Она рассчитана на установку в компактных оптоэлектронных модулях, которые могут размещаться на платформах любого рода и в дальнейшем интегрироваться в сложные информационные системы поля боя.[14]

 

 Модификации

  • Т-90 — первая серийная модификация.
  • Т-90К — командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
  • Т-90А — модификация Т-90, с новой сварной башней, двигателем мощностью 1000 л. с., улучшенным тепловизионным оборудованием, новыми элементами динамической защиты и рядом других усовершенствований.
  • Т-90АК — командирский вариант Т-90А, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90С — экспортный вариант Т-90.
  • Т-90СК — командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90СА — экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения.
  • Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.

 Т-90М

Ведется разработка новой модификации Т-90М[15]. Танк будет иметь совершенно новую конструкцию башни, которая практически лишена ослабленных уязвимых зон и является всеракурсной. Установлен панорамный прицел. Существенно лучше защищена не только фронтальная, но и боковая проекция, а также корма. Самое актуальное в плане защиты — усиленная защита крыши. На танк могут быть установлены пушки как 2А46М5, так и совершенно новое орудие с серьёзно улучшенными баллистическими характеристиками — 2А82. Модернизированный танк может быть оснащен новым автоматом заряжания, рассчитанным на БОПС большого удлинения, а в кормовой части башни предусмотрен контейнер для дополнительного боекомплекта. Также возможна установка новой ДЗ «Реликт» вместо «Контакт-V». Комплекс позволит увеличить противоснарядную защиту Т-90 в 1,4 раза по БОПС и в 2,1 раза увеличивает противокумулятивную стойкость. Ведутся работы по внедрению моноблочной силовой установки на базе V-образного 1000-сильного турбодизеля В-92С2 (либо его форсированной версии В-99 мощностью 1200 л.с.), систем управления движения с помощью штурвала и автоматического переключения передач. В настоящее время опытным производством УКБТМ изготовлена только башня.

Описание конструкции

Т-90 имеет классическую компоновку, с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. Экипаж Т-90 состоит из трёх человек — механика-водителя, размещающегося по продольной оси танка в отделении управления и наводчика с командиром, находящихся в башне слева и справа от орудия, соответственно.

  Броневой корпус и башня

Т-90 имеет резко дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус Т-90 — сварной, башня — литая на Т-90 и сварная на Т-90С и Т-90А. Основным материалом корпуса является броневая сталь; верхняя лобовая плита корпуса, а также лобовая часть башни в пределах курсовых углов ±35° состоят из многослойной композитной брони. Частично, многослойную конструкцию имеют также борта и крыша башни и бортовые бронеплиты корпуса.

Форма броневого корпуса Т-90 и его компоновка не изменились по сравнению с Т-72, хотя защищённость нового танка и возросла по сравнению с предшественником, за счёт применения более современной композитной брони. Корпус Т-90 имеет коробчатую форму, с клиновидной носовой частью со стандартным для советских основных боевых танков углом наклона к вертикали верхней лобовой плиты — 68°. Борта корпуса вертикальные, верхняя их часть состоит из броневых плит, нижняя же образована краями днища. Корма корпуса имеет обратный наклон. Крыша корпуса состоит из нескольких катаных броневых листов, днище корпуса же — цельноштампованное, сложной формы.

Точные данные о бронировании Т-90, по состоянию на 2008 год, остаются засекреченными. Тем не менее, существуют многочисленные оценки как российских, так и западных специалистов относительно эффективности его лобового бронирования. Стойкость бронирования лобовой проекции корпуса и башни против обстрела бронебойными оперёнными подкалиберными снарядами оценивается в целом, с учётом встроенной динамической защиты, как эквивалентная 800—830 мм катаной броневой стали[1]. Бронестойкость же корпуса и башни против обстрела кумулятивными боеприпасами оценивается, также с учётом динамической защиты, в 1150—1350 мм[1]. Эти данные относятся к максимальному уровню бронирования и не учитывают ослабленных зон, имеющихся на любом танке. Для Т-90 ослабленными зонами являются участок верхней лобовой детали в районе смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони снижена для возможности выведения прибора на крышу, а также участки башни по бокам от орудийной амбразуры, не имеющие комбинированной защиты и имеющие меньшую толщину.

 Активная защита

Российский Т-90 с поднятой трубой ОПВТ для преодоления водных преград по дну (фотограф Alain Servaes)

Помимо традиционного бронирования и динамической защиты, Т-90 оборудован активной защитой, состоящей из комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс предназначен для защиты от поражения танка противотанковыми управляемыми ракетами и состоит из станции оптико-электронного подавления и системы постановки завес. Станция оптико-электронного подавления предназначается для защиты от ракет с полуавтоматической системой наведения и состоит из двух инфракрасных прожекторов ОТШУ-1-7, двух модуляторов и пульта управления. Система постановки завес предназначена для противодействия управляемым ракетам с лазерным самонаведением или полуавтоматическим наведением по лучу лазера, а также препятствования работе лазерных дальномеров и постановки дымовой (аэрозольной) завесы. Система состоит из комплекса индикаторов лазерного излучения, включающего в себя два датчика грубого и два — точного определения направления, системы управления и двенадцати пусковых установок аэрозольных гранат. При обнаружении облучения танка лазерным излучением, система постановки завес обеспечивает определение направления облучения и оповещение экипажа, после чего автоматически или по указанию командира танка производит отстрел аэрозольной гранаты, при разрыве создающей аэрозольное облако, ослабляющее и частично отражающее лазерное излучение, нарушая работу систем наведения ракеты. Помимо этого, аэрозольное облако маскирует танк, выполняя функции дымовой завесы и может применяться специально для этой цели[18].

 Вооружение

 Основное вооружение

Основным вооружением Т-90 является 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М, размещённая в спаренной с пулемётом установке на цапфах в лобовой части башни и стабилизированная в двух плоскостях системой 2Э42-4 «Жасмин». Длина ствола орудия составляет 48 калибров / 6000 мм. Пушка снабжена автоматом заряжания и способна вести огонь управляемым вооружением. Максимальная прицельная дальность бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами составляет 4000 м, управляемыми ракетами — 5000 м, осколочно-фугасными снарядами — до 10 000 м.

Боекомплект пушки состоит из 42 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 22 находятся в автомате заряжания, а ещё 20 — в укладках в корпусе и башне танка и могут быть вручную перемещены экипажем в автомат заряжания по мере расходования боеприпасов в нём, либо непосредственно заряжены в орудие. Т-90 способен вести огонь широким ассортиментом боеприпасов четырёх типов — бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и управляемыми ракетами, которые могут быть заложены в боекомплект в любом соотношении. Автомат заряжания Т-90, размещённый на вращающемся полике башни — электромеханический, карусельного типа, аналогичный установленному на Т-72, но с системой управления в автоматическом режиме с места командира. Скорострельность пушки составляет 8 выстрелов в минуту при работе автомата заряжания и до двух выстрелов в минуту — при ручном заряжании.

Комплекс управляемого вооружения

Помимо традиционного артиллерийского вооружения, Т-90 имеет возможность стрельбы противотанковыми управляемыми ракетами 9М119М. Пуск ракет осуществляется при помощи основного орудия танка, наведение ракет осуществляется по лазерному лучу в полуавтоматическом режиме. Комплекс управляемого вооружения Т-90 позволяет вести стрельбу, с вероятностью попадания, близкой к единице, по неподвижным или движущимся со скоростью до 70 км/ч целям на дистанции от 100 до 5000 м, с места и в движении со скоростью до 30 км/ч. Это обеспечивает ему намного большую эффективную дальность поражения цели, чем у танков, оснащённых только артиллерийским вооружением, для которых, даже при наиболее современных прицельных средствах, эффективная стрельба по целям типа «танк» на дистанции более 2500 м уже серьёзно затруднена[19][20].

Комплекс управляемого вооружения состоит из лазерного канала управления с баллистическим вычислителем, блока автоматики и выстрелов с управляемыми ракетами для танковой пушки. Выстрелы с управляемыми ракетами, марки 3УБК14 или 3УБК20, имеют те же габариты, что и стандартные 125-мм артиллерийские выстрелы и состоят из твердотопливной ракеты и уменьшенного метательного заряда, необходимого для придания начальной скорости ракете, а также обеспечения отката пушки и открытия её затвора после выстрела.

Вспомогательное вооружение

Вспомогательное вооружение Т-90 состоит из спаренного пулемёта, зенитной пулемётной установки и личного оружия экипажа. В спаренной с пушкой установке размещается 7,62-мм пулемёт ПКТ или ПКТМ. Боекомплект пулемёта состоит из 2000 патронов в восьми лентах по 250 штук, боевая скорострельность составляет около 250 выстрелов в минуту.

Зенитная пулемётная установка размещается на крыше башни на командирской башенке и представляет собой дистанционно наводимый автономный 12,7-мм пулемёт, НСВТ «Утёс» на танках первых выпусков или 6П49 «Корд» — на поздних машинах. Наведение пулемёта в горизонтальной и вертикальной плоскости осуществляется при помощи электромеханического привода. Боекомплект пулемёта составляет 300 патронов в двух лентах по 150 штук.

Для самообороны экипажа, танк оснащается 5,45-мм автоматом АКС74У, пятнадцатью магазинами к нему по 30 патронов и десятью ручными гранатами Ф-1 или РГД.

Система управления огнём и прицельные приборы

Ведение огня из основного и вспомогательного вооружения Т-90 осуществляется комплексом управления огнём 1А45Т «Иртыш», состоящим из автоматизированной системы управления огнём 1А42, ночного прицельного комплекса ТО1-КО1 или ТО1-ПО2Т, прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С и телевизионной системы заднего обзора.

Основным средством наведения на цель пушки и спаренного пулемёта является входящий в состав системы управления огнём информационно-вычислительный дневной комплекс наводчика 1А43. Он, в свою очередь, состоит из прибора наведения 1Г46, баллистического вычислителя 1В528-1 и комплекта автоматических датчиков, определяющих условия стрельбы. Прицельно-дальномерный прибор наведения 1Г46 служит непосредственно для наведения оружия на цель и объединяет в себе перископический прицел с плавно регулируемым в пределах 2,7…12× увеличением, лазерный дальномер, определяющий дальность в диапазоне 400—5000 м, систему их стабилизации в двух плоскостях и систему наведения управляемого ракетного оружия. Электронный танковый баллистический вычислитель 1В528-1 осуществляет автоматическое вычисление необходимого угла возвышения ствола и горизонтального упреждения при стрельбе по движущейся цели, корректировку этих параметров с учётом метеорологических условий, определяемых комплектом датчиков и осуществляет автоматическую наводку оружия в соответствии с этими данными. Помимо этого, как и на остальных советских танках, орудие Т-90 оснащается боковым уровнем и азимутальным указателем для ведения огня полупрямой наводкой и с закрытых позиций.

Командир танка располагает прицельно-наблюдательным комплексом ПНК-4С, обеспечивающим ведение огня из зенитной пулемётной установки, а также, в дублированном режиме — из основного вооружения. В состав комплекса входит электронно-оптический дневной/ночной перископический наблюдательный прибор ТКН-4С, стабилизированный в двух плоскостях. Дневной канал наблюдательного прибора обеспечивает увеличение до 7,5×, ночной — до 5,1×. В ночных условиях работа прибора осуществляется в пассивном режиме, на дальности до 700 м, за счёт усиления естественного освещения, либо в активном режиме, на дальности до 1000 м, за счёт подсветки цели инфракрасным прожектором ОТШУ-1-7. Кроме этого, для наведения зенитной пулемётной установки используется монокулярный телескопический оптический прицел ПЗУ-7

Для стрельбы в ночных условиях, Т-90 первых выпусков оснащались ночным прицельным комплексом ТО1-КО1. В состав ТО1-КО1 входит электронно-оптический перископический ночной прицел ТПН4-49 «Буран-ПА», работающий аналогично наблюдательному прибору командира: в пассивном режиме, на дальности до 1200 м, либо в активном режиме, на дальности до 1500 м. На нескольких опытных машинах устанавливался отечественный тепловизионный танковый комплекс ТО1-ПО2Т «Агава-2», однако он являлся полностью устаревшим, и, начиная с 2004 г., Т-90 получил более современный прицел «Эсса» с интегрированной тепловизионной камерой Catherine-FC производства Thales. Комплекс состоит из стабилизированной в двух плоскостях тепловизорной камеры, при помощи которой как наводчик, так и командир могут осуществлять наблюдение за местностью с индивидуальных экранов, а также производить управление вооружением при помощи стандартной системы управления огнём.

Средства наблюдения и связи

Связь: УКВ радиостанция Р-163-50У и приёмник Р-163-УП. Дальность внешней связи на частотах от 2 до 18 МГц составляет до 350 км. Такая дальность достигается за счёт установки антенны «симметричный вибратор» на 11-метровую мачту[21].

Двигатель и трансмиссия

Т-90 ранних модификаций оснащены V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным многотопливным дизельным двигателем модели В-84МС, жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и приводным центробежным нагнетателем. В-84МС развивает максимальную мощность в 840 л. с. (618 кВт) при 2000 об/мин. На Т-90 поздних выпусков, Т-90А и Т-90С устанавливается двигатель модели В-92С, представляющий собой модернизированный В-84 и отличающийся от него установкой турбокомпрессора и улучшенной конструкцией, что позволило повысить развиваемую двигателем мощность до 1000 л. с. (736 кВт) при 2000 об/мин.

Ходовая часть

Машины на базе Т-90

  • БМПТ - Боевая машина поддержки танков.
  • ИМР-3М - Инженерная машина разграждения.
  • МТУ-90 - Мостоукладчик.
  • Э300 - Универсальное Гусеничное Шасси.
  • БМР-3М - Бронированная машина разминирования.

Эксплуатанты

 Современные

  • Россия Россия — 250—493 [22] Т-90, по состоянию на 2010 год[4].За период с 2004 по 2009 год включительно было выпущено 30 Т-90А (с «Буран-М»); 180 Т-90А (с «Эсса»); 2 Т-90К (литая башня, с «Буран-М») и 6 Т-90АК (сварная башня, с "Эсса). В течении 2010 года на вооружение Сухопутных войск поступил ещё 61 танк [7], однако на 2011 год приобретение новых танков не планируется[8] в связи с пересмотром программы закупок вооружений в 2009—2010 годах и исключением танкостроения из числа приоритетов до 2020 года[23]
  • Индия Индия — более 320 Т-90С, по состоянию на 2010 год[24], всего планируется довести число до 1657[9].
  • Алжир Алжир — Заказано в 2006 году[25] 187 Т-90С, по состоянию на 2010 год[26], контракт на поставку, по разным данным, 180[27], 185[28] или 300[29] танков к 2011 году был заключён в марте 2006 года.
  • Ливия Ливия — 180 танков T-90C, по состоянию на 2010 год[30], по данным Стокгольмского института исследования проблем мира ни лицензионное производство, ни поставки Т-90 в Ливию не осуществлялись. Кроме того никаких контрактов о поставках Т-90 в будущем заключено также не было[28]..
  • Туркмения Туркмения — 10 Т-90С, по состоянию на 2010 год[31] контракт на поставку опытной партии машин был заключён в 2009 году[32].

Возможные

Также заявлялось о возможных поставках Т-90 в следующие страны:

  • Иран Иран[33]
  • Йемен Йемен[33]
  • Республика Корея Республика Корея[33]
  • Ливан Ливан[33] 180 на 2010 год [34]
  • Марокко Марокко[33]

Эксплуатация

Экспорт

Разрешение о продаже за рубеж экспортного варианта Т-90 под обозначением Т-90С было дано одновременно с принятием танка на вооружение 5 октября 1992 года[35]. Несмотря на это, российский Департамент оборонной промышленности длительное время не допускал Т-90 на международные выставки вооружений, позволяя Уралвагонзаводу демонстрировать лишь Т-72С, что многими авторами связывается с лоббированием чиновниками военного министерства танка Т-80У, конкурировавшего с Т-72/Т-90 на международном рынке вооружений[36][37]. Впервые разрешение на показ танка на выставке IDEX в Абу-Даби было дано только в 1997 году, однако и в тот раз информация о Т-90 не была представлена организаторам выставки ответственными за это чиновниками, в результате чего танк не был официально включён в её программу. Тем не менее, Т-90 всё же был успешно продемонстрирован на выставке и привлёк внимание иностранных военных специалистов[37].

Индия

Т-90 «Бхишма» вооружённых сил Индии.

В Индии Т-90 окрестили «Бхишма» в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса.

В настоящее время в составе вооружённых сил Индии насчитывается свыше трёхсот танков Т-90, из которых 186 поставлены из России, а 140 собраны в Индии по лицензии. Кроме того, по договору, заключённому в 2001 году, Индия произведёт ещё 1000 танков этого типа.

Министр обороны Индии Д. Сингх назвал Т-90 «вторым после ядерного оружия фактором сдерживания»[38] в конфликте с Пакистаном, который грозил вылиться в крупномасштабную ядерную войну.

В декабре 2007 с Индией был подписан контракт стоимостью $1,237 млрд на поставку ещё 347 танков Т-90С.

 Другие страны

11 марта 2006 средства массовой информации сообщили о продаже 180 танков Т-90СА Алжиру. В том же году утвержден дополнительный заказ на 330 машин из Индии.

Оценка машины

 Вооружение и защищённость

По мощности своего артиллерийского вооружения, Т-90 как минимум не уступает другим современным основным боевым танкам. Баллистические характеристики 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М настолько близки к характеристикам зарубежных аналогов — 120-мм пушек «Рейнметалл» 120 mm L44 и L55, GIAT CN120-26 или нарезной 120-мм L30A1, что их реальная эффективность гораздо больше зависит от используемых боеприпасов[39]. Наиболее современные российские бронебойные оперённые подкалиберные снаряды по своим характеристикам уступают западным аналогам, поскольку в применяемом автомате заряжания невозможно разместить БОПС с типичными на сегодня коэффициентами удлинения 35—40: предельная длина активной части ограничена 677 мм и может быть повышена при модернизации АЗ лишь до 750—770 мм. Имеется отставание и во внедрении высокоэнергетических баллиститных порохов (125-мм боеприпасы используют исключительно пироксилиновые пороха[40]). Некоторые специалисты также отмечают, что перевооружение российских танковых частей новыми боеприпасами проходит очень медленно. По мнению некоторых экспертов, Т-90 превосходит большинство западных танков в возможностях поражения небронированных целей и разрушению укреплений благодаря наличию осколочно-фугасных снарядов[39], но это мнение спорно, поскольку роль осколочно-фугасных снарядов на западных танках выполняют не только кумулятивные-осколочные снаряды, имеющие меньшее осколочное действие, но и картечные снаряды, эффективные против живой силы противника[41]. Кроме того, представление об отсутствии на Западе танковых осколочно-фугасных снарядов является не более, чем распространенным заблуждением, поскольку боеприпасы этого типа имеются на вооружении либо готовы к производству во многих зарубежных странах (например, Slsgr 95 в Швеции[42], M908 HE-OR-T в США[43], APAM Rakefet/Kalanit в Израиле[44] и DM-11 в Германии[45]).

Танки Т-90А, оснащенные КУВ «Рефлекс-М» с ТУР «Инвар» и «Инвар-М», получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2…2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника. Повышение дальности стрельбы современных танков до 3000 метров делает актуальным борьбу с ними на этом расстоянии, повышение лобовой защиты танков снижает дальность эффективного применения бронебойных подкалиберных снарядов. При этом наиболее эффективным средством поражения высокозащищенных бронированных целей является управляемое вооружение. Моделирование встречного боя танковых рот (10 танков Т-90 против 10 современных танков М1А1) показало, что, начиная стрельбу ТУР с дальности 5000 м, Т-90 успевают к дальности 2000—2500 м поразить до 50 — 60 % танков противника. Численный перевес определяет исход боя при любой тактике противника. Группировка танков Т-90 выигрывает бой, понеся минимальные собственные потери. Общий вывод очевиден: танк с уп­равляемым вооружением выигрывает бой по двум причинам: -на большой дальности не под­вергается ответному огню против­ника; -начиная с дальности 2500 м вы­игрывает вследствие высокого могу­щества боеприпаса и большей веро­ятности попадания. Даже наличие сильной бронезащиты на танке противника в этом случае не служит определяющим фа­ктором, поскольку могущества упра­вляемого вооружения достаточно для поражения танка независимо от дальности. Учитывая, что по точности стрельбы управляемое вооружение всегда имеет преимущество, выше изложенное позволяет сделать вы­вод: этот вид танкового вооружения наиболее эффективен (О развитии вооружения танков. А. Шипунов, С. Березин, В. Дудка, Военный парад № 3, 2000).

Гладкоствольные пушки, ставшие стандартом для основных боевых танков, отличаются значительным рассеиванием на дальностях, превышающих дистанцию прямого выстрела, которая по целям типа «танк» для 120-мм или 125-мм пушек составляет немногим более 2 км для подкалиберных и 1,5 км для кумулятивных боеприпасов[46]. Если для традиционного артиллерийского вооружения западных танков эффективное поражение целей на дистанциях более 2500 метров уже значительно затруднено, то комплекс управляемого вооружения обеспечивает Т-90 эффективное поражение целей на дальности до 5000 метров, при этом не требуя от наводчика значительных навыков, хотя и требуя соответствующих условий местности, позволяющих обнаружение целей на подобных расстояниях[20]. Более того, в руках опытного наводчика, комплекс позволяет проводить и более сложные операции, прежде всего — попадание ракетой в значительно менее защищённую крышу башни танка, что особенно ценно с учётом низкой эффективности современных танковых пушек против лобовой брони всех современных основных боевых танков, практически, способных пробивать лобовую броню друг друга лишь при попадании в уязвимые места[20]. Однако ныне за рубежом разработаны танковые комплексы управляемого вооружения нового поколения (LAHAT), превосходящие российские аналоги по дальности, допускающие ведение огня в составе подразделения и поражающие цель под углом, при этом пригодные для применения в существующих 105- и 120-мм орудиях[47][48]. Бо́льшая дальность эффективного огня Т-90 позволяет также отчасти нивелировать недостаток применения на нём автомата заряжания — меньший темп стрельбы в начале боя, по сравнению с ручным заряжанием, использующимся на большинстве западных танков, за исключением Типа 90 и «Леклерка»; причём автомат заряжания последнего обеспечивает ему и существенно бо́льшую, по сравнению с Т-90, скорострельность[49]. Помимо превосходства в танковой дуэли, бо́льшая дальность эффективной стрельбы Т-90 позволяет ему более успешно противостоять оснащённым ПТУР легкобронированным или небронированным машинам, которые хоть и совершенно не защищены от ответного огня танков, могут поражать их, находясь за пределами дальности эффективной стрельбы традиционного танкового орудия[46].

Система управления огнём Т-90 некоторыми специалистами оценивается как вполне современная и как минимум не уступающая наиболее совершенным зарубежным аналогам[20]. С другой стороны, командирский прицельно-наблюдательный комплекс лишён горизонтальной стабилизации, дальномерного поста, тепловизионного канала, имеет ограниченные углы горизонтального наведения вместо панорамного обзора; прицелы наводчика выполнены как отдельные комплексы (в зарубежных и современных российских СУО прицел наводчика — единый многоканальный прибор); стабилизатор Т-90 крайне неточен при движении на скорости выше 25 км/ч, что выяснилось на сравнительных испытаниях Т-80У с аналогичным СТВ[50]: таким образом, по многим параметрам СУО уступает даже западным разработкам конца 1980-х. Зарубежные стабилизаторы не позволяли до 2000 годов производить стрельбу в движении, все демонстрации — прицеливание в движении выстрел только после остановки танка. Вместе с тем, Т-90 ранних выпусков, составляющие подавляющее большинство Т-90 в российской армии, оснащены устаревшими пассивными приборами ночного видения, значительно уступающими по своим возможностям, особенно в максимальной дистанции обнаружения цели, тепловизорам, являющимся стандартом на западных танках[51]. Так, именно на счёт несовершенства приборов ночного видения Т-72, аналогом которых, пусть и усовершенствованным, являются приборы ранних Т-90, относят значительную часть вины за их высокие потери в Ираке в 1991 году, когда им пришлось вести бой против оснащённых тепловизорами «Абрамсов»[52]. Лишь на Т-90А и Т-90С начали устанавливаться тепловизоры, не уступающие зарубежным аналогам производства начала 1990-х гг., но количество Т-90А в российской армии всё ещё незначительно. По некоторым данным, на Т-90А также внедрён стабилизатор с современными характеристиками.

 Живучесть

Согласно опубликованной информации[18], проводились испытания Т-90, в ходе которых танк подвергался обстрелу из танковых пушек и противотанковых гранатометов с малой дистанции, в ходе которых броня танка пробита не была. Однако, отсутствие детальной информации о данных обстрелах (типы используемых орудий и боеприпасов, точки и углы попаданий) не позволяет делать каких-либо выводов об уровне защищённости танка. Опубликовавший данную информацию Суворов полагает[18], что показатели защищенности Т-90 находятся на высоком уровне[18].

Однако в настоящее время живучесть Т-90 относится к наиболее проблемным моментам, критикуется российскими военными[53] и признается как недостаточная конструкторами-разработчиками в УКБТМ[54].

Топливная система на Т-90 относительно уязвима, что связано с тем, что из-за крайне плотной компоновки моторно-трансмиссионного отделения, места для топливных баков в нём уже не остаётся и они вынесены частично в боевое отделение, а частично — в лобовую оконечность корпуса, где вероятность их поражения огнём противника значительно выше (хотя на М1 «Абрамс», несмотря на более просторную компоновку два топливных бака также находятся в носовой части, слева и справа от механика-водителя, однако они отгорожены 25-мм броней, а по мере исчерпания баков в корме топливо из передних резервуаров откачивается[55]). Однако по опыту реального боевого применения M1 в Иракской кампании в 2003 году, поражение носовых топливных баков в двух зарегистрированных случаях все же привело к уничтожению танка[56]. При этом, баки не изолированы от экипажа, в отличие от танков западной школы танкостроения, где как минимум часть их размещается в моторно-трансмиссионном отделении; особую опасность создает бак-стеллаж, в котором совмещается хранение топлива и боекомплекта[57].

Другой проблемой Т-90 является размещение его боекомплекта, который находится в боевом отделении и никак не изолирован от экипажа, так что его детонация гарантированно приводит к практически полному уничтожению танка[58][59]; крайняя взрывоопасность Т-72, на базе которого создан Т-90, выявилась уже в 80-х гг [60]. При этом, по мнению некоторых авторов, расположение боекомплекта Т-72 и Т-90 горизонтально на полу боевого отделения, в менее поражаемой области, в боях на практике показало значительное снижение вероятности детонации даже по сравнению с Т-80, у которого боекомплект также расположен на полу боевого отделения, но вертикально[61]. На западных танках распространённым решением является размещение боекомплекта (либо его части) в кормовой нише башни, которая также подвержена обстрелу, но позволяет реализовать вышибные панели (подобное решение в итоге было внедрено на экспериментальных позднесоветских и российских танках «Объект 292», «Объект 640» и на одном из вариантов «Объекта 187», однако из-за распада СССР и его последствий их производство так и не началось). Согласно обобщению опыта Иракской кампании, решение показало высокую надёжность[62]. Другим вариантом повышения взрывобезопасности БК, принятым в мировом танкостроении, является размещение снарядов в защищенных индивидуальных контейнерах либо в «мокрой укладке», но такое решение применяется лишь на наиболее тяжелых современных ОБТ, имеющих самый большой заброневой объём («Меркава» и «Челленджер 2») и на Т-90, по-видимому, внедрено быть не может.

В настоящий момент известно, что на планируемой модернизации «Т-90М» немеханизированный боекомплект все же вынесен в башенную нишу[63], что свидетельствует о признании российским танкостроением общемирового опыта в области защиты БК.

Мобильность

Ускорение 0-32 км/ч за 12 сек[64], для сравнения Leclerc менее 6 сек[65], Abrams 7,2 сек[66], Merkava Mk.3 10 сек.[67]. Новый двигатель В92С2 мощностью 1000 л.с. повысил скорость танка на поле боя. Двигатель снабжен турбокомпрессором (ТКР), позволяющим увеличить мощность силовой установки до 30 % по сравнению с существующим. Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92. Естественно, что БКП разработанные в 60-х годах уже не полностью соответствуют современным требованиям. Из-за использования устаревшей схемы механизма поворота, роль которого выполняют бортовые ступенчатые коробки передач, маневренность российского танка Т-90 ниже, чем у зарубежных танков. Кроме маневренности недостатком трансмиссии танка является низкая скорость заднего хода — 4,8 км/ч. Для танков Т-72 и Т-90 характерна большая трудоемкость ремонтных работ при за­мене агрегатов и узлов моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части. Замена двигателя за­труднена из-за плохого доступа к нему в моторном отделении и необходимости проведения центро­вочных работ (замена двигателя заводской бригадой в составе 4человек занимает 22.2 часа. Наличие гитары и необходимость центровки с ней других агрегатов затрудняет и усложняет ремонт­ные работы в моторно-трансмиссионном отделе­нии. Это не соответствовало требованиям, предъяв­ляемым к перспективной бронетанковой технике ещё в 70-е годы.

Демонтаж В-92С2 занимает даже на показательных выступлениях заводских специалистов до 4 часов, монтаж двигателя требует трудоемких операций по центровке, в целом замена двигателя в обычных условиях занимает до суток.

Надёжность и технологичность

Система кондиционирования

Установлена система СКС-3

Ремонтопригодность

Для Т-90 предусмотрены два вида ремонта: капитальный и текущий. Текущий ремонт производится по мере возникновения необходимости. При текущем ремонте Т-90 возвращается в работоспособное состояние в среднем не более, чем за 2 часа. После пробега машиной 11000 км проводится Капитальный ремонт, при этом ресурс гусениц машины составляет 6000 км[69]

Достоинства

Т-90 демонстрирует преодоление водной преграды в День танкиста
  • Динамическая защита Контакт-5 и комплекс оптико-электронного подавления Штора-1 в совокупности с пассивной бронёй защищает танк от ряда противотанковых средств[70], включая кумулятивные и подкалиберные снаряды и управляемые ракеты типа «TOW», «HOT», «Milan», «Dragon»; при условии установки нового комплекса Реликт достижима и защита от более современных ПТС уровня М829А2 и ПТУР TOW-2A[71].
  • Малая масса и размеры, способствующие стратегической подвижности, габаритной проходимости, малозаметности на поле боя и снижению вероятности поражения.
  • Широкая номенклатура боеприпасов, включающая в себя ОБПС, ОФС (в том числе с дистанционным подрывом и готовыми поражающими элементами), КС и управляемые ракеты[72].
  • Отличная проходимость, надёжная работа в широком диапазоне температур[73].

Недостатки

  • Отсутствует защита экипажа от взрыва боекомплекта, обусловленная его размещением и большим размером[53].
  • Отсутствует полноценная изоляция топлива от экипажа[54].
  • Т-90 несколько уступает в подвижности зарубежным танкам из-за механической трансмиссии и неавтоматизированной коробки переключения передач.
  • На серийных машинах отсутствует бортовая информационно-управляющая система (БИУС), обеспечивающая поступление сведений в реальном времени о поле боя, о положении машин своего подразделения, о техническом состоянии танка[74].
  • Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С, установленный на Т-80У и Т-90, не обеспечивает кругового обзора, лишён горизонтальной стабилизации и дальномерного канала, в целом не соответствует стандартам НАТО и настоятельно требует замены; имеются многочисленные претензии и к другим компонентам СУО[50].

Опыт эксплуатации в Российской Армии

Во время войсковых испытаний танка в начале 90-х гг. поступали положительные отзывы о танке.

Старший прапорщик С. Шклярук[75]:

Это самая надежная из известных мне машин. Сколько проблем испытывали мои коллеги с газотурбинным двигателем! Особенно на песчаной местности. А этой машине хоть бы что. Ни холод, ни жара не страшны. Её вовремя грамотно обслужи, отрегулируй — годами горя знать не будешь. Вот с этой машиной мы уже пятый год вместе. Около 5000 км прошли.

Однако во время войсковой эксплуатации вскрылось множество проблем, связанных не с конструкцией, а с неправильной эксплуатацией и систематическим разворовыванием танков: так, в 2006 г. в 5 тд в Бурятии комиссия ГАБТУ выявила массовую кражу деталей и разукомплектование танков Т-90; только на первом этапе восстановления этих машин затраты государства составили 650 млн р.[76]

Общий вывод

Сравнение Т-90 и других современных ОБТ неоднократно проводилось как военными экспертами, так и журналистами. Результаты этих исследований зачастую противоречат друг другу и приоритет тому или иному танку отдаётся исходя из личных предпочтений автора. Некоторые авторы вообще считают, что общее теоретическое сравнение танков невозможно и даже реальные боевые действия не дают окончательного результата — важно учитывать тактику применения, подготовку экипажей, техническое обслуживание техники, которые имеют зачастую большее значение, чем свойства самого танка.

Важной и относительно объективной оценкой в мирное время является коммерческий успех ОБТ — так как заказчики перед выбором боевых машин, как правило, проводят независимые многосторонние и тщательные их испытания. Однако и при этом следует учитывать, что в части тендеров предпочтение тем или иным танкам отдаётся по политическим причинам.

 


LEOPARD 2

Леопард 2 (нем. Leopard) — немецкий основной боевой танк.

Сейчас произведено порядка 3500 танков этого типа, которые стоят на вооружении армий Германии, Австрии, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Испании, Дании, Греции и других стран.

История создания

После создания танка Леопард 1 в 1965 г. в ФРГ фирмой Porsche начались работы по совершенствованию его конструкции, параллельно с продолжением совместного проекта США и ФРГ MBT-70. Национальная немецкая программа, получившая в 1967 г. название «Позолоченный леопард», а затем — «Вепрь» (Keiler) привела к созданию в 1969 г. двух прототипов, предназначенных для испытаний. С 1970 г. шло производство прототипов фирмой Krauss-Maffei. В 1973 г. перспективный танк получил современное название. Несколько прототипов «Леопарда-2» участвовали в сравнительных испытаниях с перспективным американским танком XM-1 на Абердинском полигоне, в ходе которых немецкий танк имел равенство по многим показателям, превосходил по ремонтопригодности и запасу хода, однако уступал по кучности и точности стрельбы.

Серийное производство

По итогам всех испытаний и конструктивных доработок в 1977 г. было принято решение о производстве 1800 танков в пяти сериях для нужд бундесвера; главным подрядчиком оставалась фирма Krauss-Maffei. В 1979 г. он поступил на вооружение.

Модификации

Танки Леопард 2 созданы по классической компоновке: механик-водитель находится в передней части корпуса, командир танка, наводчик орудия (справа от орудия) и заряжающий (слева) находятся в башне; двигатель расположен в кормовой части. Вооружение всех танков, за исключением модели А6, состоит из 120-мм гладкоствольной пушки компании Rheinmetall длиной ствола 44 калибра, двух 7,62-мм пулемётов - спаренного с пушкой и зенитного, расположенного на крыше башни. Кроме того, на башне располагались блоки мортир, предназначенных для постановки дымовой завесы. На танках постоянно модернизировалась броневая защита и системы управления огнём.

Боевая масса машин первой серии составляла свыше 50 тонн, они уже имели комбинированную многослойную броню, стабилизированное в двух плоскостях орудие, приборы ночного видения (в проекте, однако тепловизоры не были поставлены в срок, их устанавливали на уже находящиеся в эксплуатации танки. Получившим тепловизоры танкам было присвоено обозначение 2А2). В боекомплект входили оперённые бронебойные подкалиберные снаряды и фугасно-кумулятивные, предназначенные для поражения широкого спектра целей. Лишь 15 из 42 снарядов хранились в укладке первой очереди, в кормовой нише башни под вышибной панелью; остальные находились слева от механика-водителя без всякой защиты. Танки второй и третьей серий, производившиеся в 1982-1984 гг., получили обозначение A1. В числе изменений было улучшение приборов наблюдения командира, прицела наводчика, изменение расположения боекомплекта, топлива в целях повышения безопасности и др. Танки четвёртой серии, производившиеся в 1984-1985 гг., получили обозначение A3 и такие доработки, как: новая радиостанция, дополнительная защита боекомплекта и др. В 1985-1987 гг. производилась пятая серия машин, получивших самые серьёзные улучшения из предпринятых на тот момент: резкое увеличение бронезащиты башни, дополнительные меры по повышению выживаемости экипажа, введение усовершенствованного баллистического вычислителя в СУО, введение в боекомплект снарядов повышенной мощности. Масса Леопарда 2А4 возросла до 55 тонн.

До 1992 г. были построено три дополнительные партии танков, в целом аналогичных машинам пятой серии, и получивших то же обозначение.

В процессе производства трёх последних серий было принято решение о начале работ над проектами модернизации этих танков в связи появлением в Советской Армии новых грозных танков, таких как Т-80Б. На основе опытной машины Komponentenversuchsträger в 1991 г. было предложено несколько проектов, одному из которых под обозначением KWS II был дан ход; начиная с 1995 г. началась модернизация танков 6-8 серий до уровня Леопард 2А5. Эти машины получили новый люк механика-водителя, обеспечивавший лучший обзор и уменьшение ослабленной зоны корпуса. Башня была существенно модернизирована: маска пушки полностью переработана, лоб и борта были прикрыты модулями разнесенной (предположительно, имеющей неэнергетические реактивные свойства) брони. Электрогидравлическая система стабилизации орудия была заменена на менее пожароопасную, полностью электрическую; наводчик получил модернизированный прицел, а командир - независимый тепловизор 2-го поколения, встроенный в панорамный прибор наблюдения; улучшились характеристики стабилизатора вооружения. Танк получил систему навигации GPS. Все эти мероприятия привели к увеличению массы до 59,5-62 тонн в зависимости от комплекта брони. Наконец, часть танков модели 2А5 (225 шт.) с 2001 г. модернизируются до уровня самого современного немецкого ОБТ, уровня Леопард 2А6. Новый танк получил усиленное бронирование башни и дополнительную противоминную защиту. Главным отличием новой модели является орудие Rhl 120/L55 с увеличенной на 11 калибров (1320 мм) длиной ствола. Вместе со стволом выросли дульная энергия и начальная скорость снарядов, а, как следствие - их бронепробиваемость и дальность поражения. Не менее важен факт установки танковой информационно-управляющей системы. Масса танка возросла до 62 тонн.


В 2010 году на выставке Eurosatory немецкая компания Krauss-Maffei Wegmann (KMW) продемонстрировала новую, седьмую модификацию танка Leopard 2, под названием Leopard 2А7 +.[1][2]

Новая модификация танка представляет собой модульный пакет обновления который может быть оптимизирован с учетом конкретных потребностей его пользователей. Нововведения Leopard 2А7 + по сравнению с Leopard 2А6:

  • кардинально улучшенная защита;
  • накладные элементы, которые покрывают всю башню, лобовую часть корпуса и две трети борта для защиты от РПГ-7, мин, самодельных фугасов, поражающих элементов кассетных боеприпасов, ОБПС, противотанковых ракет с оптико-электронными, инфракрасными и лазерными системами наведения;
  • реализация технологии "цифровая башня";
  • улучшение характеристик СУО, чтобы танк мог лучше поражать цели первым же выстрелом, особенно в движении;
  • введение в конструкцию танка "командирского" тормоза, позволяет командиру танка в любой момент остановить танк;
  • добавление в боекомплект танка современных снарядов;
  • оснащение стабилизированным дистанционно управляемым боевым модулем вспомогательного вооружения;
  • системы связи, позволяющей экипажу обмениваться информацией с окружающей танк пехотой;
  • внедрение в конструкцию танка вспомогательной силовой установки, которая питает электроэнергией многочисленные электронные системы без необходимости включения основного двигателя: тем самым не только экономится моторесурс, но и снижается тепловая и акустическая заметность машины;
  • установка оборудования, предназначенного для включения каждого основного боевого танка в единую автоматизированную систему тылового обеспечения: это значительно упрощает и ускоряет процесс обеспечения танковых подразделений боеприпасами, горючим и другим тыловым имуществом.

Масса танка Leopard 2А7 + значительно больше, чем у предыдущей модификации и может достигать 70 тонн.

Конструкция

«Леопард 2» имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого отделения в средней и отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из четырёх человек: командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Броневой корпус и башня

Башня и корпус сварные. Верхний лобовой лист корпуса имеет большой угол наклона. Броня башни типа "Чобхэм" и бортовые экраны из армированной резины.

Вооружение

Леопард 2 оснащен мощной 120-мм гладкоствольной пушкой Rh-120 фирмы Rheinmetall. Короткий ствол орудия упрощает стабилизацию при движении танка и облегчает его балансировку; также повышается точность стрельбы на ходу. С пушкой спарен пулемет MG3 калибра 7.62-мм.

Система управления огнём

Танк имеет систему управления огнем, которая считается одной из самых лучших в мире. Система перерабатывает большое количество данных для стрельбы в различных вариантах. Для прицеливания и поражения цели наводчику надо только выбрать мишень и поставить на нее маркер. Обнаружить замаскированные цели помогает специальный датчик, реагирующий на их тепловое излучение.

Средства наблюдения

Основным прицелом наводчика является EMES-12, разработанный фирмой Carl Zeiss. В прицел совмещены лазерный и стереоскопический дальномеры. Комбинация двух дальномеров, использующих различные принципы для определения расстояния до цели, позволяет повысить достоверность и точность измерения. Наводчиком используется вспомогательный прицел - монокулярный перископический TZF-1A, аналогичный установленному на танке Леопард 1. У командира установлен панорамный перископический прицел PERI-R-12 со стабилизированной линией визирования. Командир танка может самостоятельно наводить пушку, для чего применяется механизм синхронизации оптической оси прицела и оси ствола орудия. В темное время суток используются активные ИК приборы ночного видения и наблюдательные устройства с электронно-оптическими усилителями. В отличие от танка Леопард 1 ИК прожектор "Леопарда-2К" установлен стационарно и прикрыт башенной броней.

Средства связи

 Двигатель и трансмиссия

Силовая установка объединена в единый конструкционный блок; в полевых условиях его можно заменить за 15 минут. Двигатель в МТО расположен вдоль корпуса танка, а между МТО и боевым отделением установлена огнеупорная перегородка. Танк имеет многотопливный V образный 12 цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель MB 873 мощностью 1500 л. с. при 2600 об/мин. Двигатель относится к дизелям предкамерного типа, имеет жидкостное охлаждение и турбонаддув. На двигателе размещены два турбокомпрессора и два охладителя наддувочного воздуха, включенные в общую систему охлаждения. Воздух для питания двигателя поступает через два воздухозаборника, расположенные на крыше МТО и прикрытые сверху кормовой нишей башни, в два воздухоочистителя, закрепленные с двух сторон на двигателе и соединенные короткими патрубками с турбокомпрессорами. Воздухоочистители - двухступенчатые. Пыль, отфильтрованная на первой ступени удаляется электровентиляторами.

Трансмиссия HSWL-354/3 фирмы Ренк гидромеханическая с блокируемым комплексным гидротрансформатором, 4-ступенчатой планетарной коробкой передач и дифференциальным двухпоточным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Гидротрансформатор выключается с помощью блокировочного фрикциона.

Коробка передач состоит из трех планетарных рядов с дисковыми тормозами, обеспечивающими включение I, II и III передач, и блокировочного фрикциона для включения IV передачи. Реверс включается с помощью фрикционных элементов; он дает возможность быстрого переключения с переднего на задний ход в момент когда танк еще продолжает двигаться вперед (со скоростью не более 8 км/ч).

На вооружении

  • Германия Германия — 1351 «Леопард 2» всех модификаций, по состоянию на 2010 год из них 225 танков Leopard 2A6 и 125 - 2A5.[3][4]
  • Австрия Австрия — 114 «Леопард 2A4», по состоянию на 2010 год[5]
  • Греция Греция — 170 «Леопард 2A6HEL», «Леопард 180 2A4», по состоянию на 2010 год[6]
  • Дания Дания — 65 «Леопард 2A5», по состоянию на 2010 год[7]
  • Испания Испания — 108 «Леопард 2A4» и 206 «Леопард 2A6E», по состоянию на 2010 год[8]
  • Канада Канада — 40 «Леопард 2A4» и 20 «Леопард 2A6», по состоянию на 2010 год[9]
  • Нидерланды Нидерланды — 44 «Леопард 2A6», 16 «Леопард 2A6» в резерве, по состоянию на 2010 год[10]
  • Норвегия Норвегия — 52 «Леопард 2A4», по состоянию на 2010 год[11]
  • Польша Польша — 128 «Леопард 2A4», по состоянию на 2010 год[12]
  • Португалия Португалия — 38 «Леопард 2A6», по состоянию на 2010 год[13]
  • Сингапур Сингапур — 96 «Леопард 2A4», по состоянию на 2009 год[14]
  • Турция Турция — 298 «Леопард 2A4», по состоянию на 2010 год[15]
  • Финляндия Финляндия — 100 «Леопард 2A4», по состоянию на 2010 год[16]
  • Чили Чили — 140 «Леопард 2A4», по состоянию на 2010 год[17]
  • Швейцария Швейцария — 353 Pz-87 Leo, по состоянию на 2010 год[18]
  • Швеция Швеция — 160 Strv-121 и 120 Strv-122, по состоянию на 2010 год

LECLERC

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНОГО БОЕВОГО ТАНКА «ЛЕКЛЕРК»
Экипаж, чел. 3
Боевая масса, т 54,6
Габариты, мм:
длина по корпусу 6880
длина с пушкой вперед 9870
ширина 3710
высота 2923
Вооружение (калибр), мм:
пушка 120
пулемет 1x7,62; 1x12,7
Боекомплект, шт.:
выстрелов 40
патронов 2000x7,62-мм; 800x12,7-мм
Мощность двигателя, л.с. 1500
Максимальная скорость, км/ч 71
Запас хода по топливу, км 550

В конце 80-х годов конструкторам государственного промышленного объединения GIAT удалось создать основной боевой танк, в котором оптимально сочетаются огневая мощь, броневая защита и подвижность. Разработка танка велась с 1978 г., первые опытные образцы были изготовлены в 1989 г., а серийное производство было развернуто в 1991 г. Танк получил название «Леклерк» в честь генерала Жака Леклерка, командовавшего в годы второй мировой войны 2-й французской бронетанковой дивизией.

Всего до 2000 г. планировалось изготовить 850 танков «Леклерк» для французской армии и 388 танков для вооруженных сил ОАЕ (в дополнение к боевым танкам в поставку включены также 46 БРЭМ на базе «Леклерка» и два учебных танка).

По мнению американского журнала «Милитари Орднанс», ганк «Леклерк» занимает четвертое место в перечне лучших танков 1998 г.

Танк имеет классическую компоновку с расположением в передней части корпуса отделения управления (слева по ходу движения) и части боекомплекта. Боевое отделение находится в середине корпуса, а моторно-трансмиссионное — в кормовой части. Благодаря применению автомата заряжания, позволившему сократить экипаж до трех человек, и компактной силовой установке, конструкторам удалось существенно уменьшить внутренний объем и, соответственно, длину корпуса танка (у «Леклерк» она составляет 6,88 м, в то время как длина «Леопард-2» и М1А1 достигает 7,72 и 7,92 м). Это позволило не только сократить боевую массу танка, но и существенно усилить броневую защиту.

Корпус и башня танка имеют сварную конструкцию. Лобовая броня многослойная модульного типа, представляющая собой комбинацию стальных плит различной твердости, керамики и кевлара. Модульные бронеконструкции, впервые примененные израильтянами на танках «Меркава», позволяют производить ремонт танка посредством простой замены модулей, поврежденных при попадании снаряда и, кроме того, дают возможность модернизировать броневую защиту, устанавливая модули новой конструкции.

Кроме усиления лобовой брони, значительное внимание было уделено бронированию крыши корпуса и башни от перспективных боеприпасов, поражающих танк сверху.

Борта и ходовая часть танка прикрыты противокумулятивными броневыми экранами, а в передней части на шарнирах навешены стальные короба, представляющие собой дополнительное разнесенное бронирование.

Танк вооружен гладкоствольной 120-мм пушкой CN 120-26 с длиной ствола 52 калибра, что почти на 1м больше, чем длина стволов пушек танков «Леопард-2» и М1А1 «Абрамс» (44 калибра). Пушка снабжена системами стабилизации в двух плоскостях наведения, ее ствол имеет теплоизоляционный кожух. Эжекционное устройство отсутствует, после выстрела производится продувка канала ствола сжатым воздухом. Однако главной особенностью пушки является наличие у нее автомата заряжания ленточного типа. Автомат разработан фирмой «Крезо-Луар» и установлен в нише башни. Его механизированная боеукладка включает 22 выстрела, а остальные 18 выстрелов боекомплекта находятся в боеукладке барабанного типа, справа от механика-водителя. Благодаря автомату заряжания обеспечивается практическая скорострельность 12 выстрелов в минуту. При необходимости заряжание пушки может производиться как снаружи через люк в кормовой стенке башни, так и изнутри башни. Эта операция занимает 10—15 минут.

В боекомплект пушки входят выстрелы унитарного заряжания с бронебойным подкалиберным снарядом и отделяющимся поддоном и с осколочно-кумулятивным снарядом. При этом могут использоваться как боеприпасы французской разработки, так и стандартные 120-мм боеприпасы НАТО. Благодаря развиваемому в момент выстрела давлению пороховых газов в 15000 атмосфер и большой длине ствола бронебойный подкалиберный снаряд выстреливается из пушки с рекордной начальной скоростью 1750 м/с.

В состав системы управления огнем входят прицелы командира и наводчика с независимой стабилизацией их полей зрения в двух плоскостях и со встроенными лазерными дальномерами, тепловизионная камера, бортовой автоматический метеорологический пост, система динамического согласования линии прицеливания с осью канала ствола пушки, стабилизатор вооружения и восемь перископических приборов наблюдения командира, снабженных кнопками целеуказания (при нажатии на нее пушка автоматически переводится на линию визирования данного прибора).

Все компоненты системы управления огнем взаимодействуют с бортовым компьютером, который рассчитывает данные для стрельбы, вводит необходимые поправки и контролирует работу всех систем и агрегатов вооружения.

По имеющимся сведениям, компьютеризированная система управления огнем танка «Леклерк» позволяет за 60 секунд открывать огонь по шести различным целям, при этом вероятность попадания в цель бронебойным подкалиберным снарядом (на дальности 2000 м) и кумулятивным снарядом (на дальности 1500 м) достигает 95 процентов.

Кроме компонентов СУО, на танке установлена следующая электронная аппаратура: второй компьютер, управляющий не связанными с вооружением системами (при необходимости может выполнять функции компьютера СУО), электронные блоки управления автоматом заряжания, двигателем, коробкой передач, системами защиты от воздействия оружия массового поражения, противопожарной и т.д.; танковое переговорное устройство; УКВ радиостанция, способная передавать речевые донесения и информацию в цифровой и графической формах; навигационная система. Радиостанции танка «Леклерк» могут быть включены в единую радиосеть с центрами управления в полковом и дивизионном звеньях.

Вышеперечисленные компоненты являются составными частями танковой информационно-управляющей системы (ТИУС), которая совмещается с единой полковой системой управления боем. Она передает в автоматическом режиме на командный пункт полка и командиру подразделения формализированные данные о местоположении и направлении движения танка, расходе боеприпасов, топлива и т.д., принимает распоряжения и приказы (в речевой, графической и цифровой формах) и доводит их до командира танка. Аналогичными системами в настоящее время оборудуются американские танки М1А2 «Абрамс».

Комплекс приборного и электронного оборудования танка «Леклерк» обладает высоким уровнем живучести. Наиболее важные электрические цепи и системы дублированы. Стоимость всего комплекса приближается к 60 процентам стоимости всей машины.

Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного с пушкой 12,7-мм пулемета и зенитного пулемета калибра 7,62-мм, установленного на крыше башни за люком наводчика и управляемого дистанционно.

Новинкой в системе танкового вооружения является гранатометная установка «Галикс», в состав которой входят девять 80-мм гранатометов, размещенных по обеим сторонам башни. Установка, как правило, заряжается четырьмя дымовыми, тремя противопехотными гранатами и двумя гранатами для создания инфракрасных ловушек. Из установки можно вести огонь одиночными выстрелами или залпом.

В кормовой части корпуса в моторно-трансмиссионном отделении установлен V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель VD V8X-1500 производства французской фирмы SSCM. Двигатель относится к новейшему поколению танковых силовых установок. С помощью современных технологий удалось достичь того, что при мощности 1500 л.с. он имеет такие же размеры, что и двигатель танка АМХ-30. развивающий вдвое меньшую мощность. Двигатель имеет жидкостное охлаждение и снабжен системой турбонаддува. Эта система, получившая название «гипербар», включает турбокомпрессор и камеру сгорания (типа газовой турбины). Она создает более высокое давление наддува с целью значительного увеличения мощности двигателя при одновременном улучшении характеристик крутящего момента.

Двигатель выполнен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией ESM-500. Автоматическая коробка передач обеспечивает пять скоростей переднего хода и две — заднего. Танк «Леклерк» обладает хорошей приемистостью — за 5,5 секунд разгоняется до скорости 32 км/ч.

Замена силового блока в полевых условиях может быть выполнена за 30 минут.

Особенностью ходовой части является гидропневматическая подвеска, которая обеспечивает высокую плавность движения танка по пересеченной местности. Ходовая часть включает опорные катки (по шесть на сторону), ведущие и направляющие колеса, поддерживающие ролики и гусеницы с резинометаллическим шарниром.

При движении по пересеченной местности танк может преодолевать подъем до 30°, вертикальную стенку высотой до 1,25 м, ров шириной 3 м и брод глубиной 1 м. С предварительной подготовкой танк форсирует водную преграду глубиной до 2,3 м, а с использованием средств ОПВТ — до 4 м.

Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения, на нем установлена автоматическая быстродействующая система пожаротушения в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях.

На базе танка «Леклерк» разработаны БРЭМ с лебедкой и краном, машина инженерного обеспечения, учебный танк DTT.

Во Франции ведутся работы по созданию более мощной модификации «Леклерк-2» с усиленным бронированием и 140-мм пушкой, установленной в башне новой конструкции.

 

 


MERKAVA MARK4

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНОГО БОЕВОГО ТАНКА «МЕРКАВА Мк.4»

Экипаж, чел. 4
Боевая масса, т 65
Габариты, мм:
длина по корпусу 7450
длина с пушкой вперед 9040
ширина 3720
высота 2660
Вооружение (калибр), мм:
пушка 120
пулемет 2x7,62
Боекомплект, шт.:
выстрелов 60
патронов 10000
Мощность двигателя, л.с. 1500
Максимальная скорость, км/ч 65
Запас хода по топливу, км 500

Израильский танк

В отличие от предыдущих моделей, оснащавшихся различными модификациями дизеля «Теледайн Континентал» AVDS-1790 с воздушным охлаждением, на «Меркава Мк.4» установлен дизель GD883 американской фирмы «Дженерал Дайнемикс» (лицензионное производство немецкого дизеля MTU883) с водяным охлаждением мощностью 1500 л. с. Двигатель выполнен в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325.

Верхняя лобовая деталь теперь лишена выпуклости, что улучшило обзор механика-водителя. Кроме того, водитель получил камеру заднего обзора. Убраны решётки забора воздуха на нишах (осталась только решётка выхлопа с правой стороны). Значительно изменилась конфигурация броневых модулей башни. Прицел наводчика перенесён на крышу, орудие оснащено маской. Также значительно усилено бронирование крыши: габарит бронирования возрос и покрывает всю крышу, а не только переднюю часть, как на моделях «Меркава Мк.3». В результате этих мер заряжающий был лишён люка, а массивный люк командира открывается только с помощью специального механизма.Израильский танк

Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и боевой информационной системой «Цаяд». В нише башни за броневой перегородкой установлен электрический барабанный механизм на 10 снарядов, подающий снаряды заряжающему. Остальные 36 снарядов размещены, как и прежде, в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса.

На танке установлено новое орудие MG253, рассчитанное на повышенное давление пороховых газов. Модернизации подверглись миномёт и ходовая часть.

«Меркава Мк.4» была принята на вооружение в 2002-м. В 2005-м завершено перевооружение регулярной 401-й бригады на новые танки.

После войны 2006 года было принято решение об оснащении танка системой активной защиты от ПТРК/РПГ «Трофи» израильского производства. Следует отметить, что танк изначально имел возможность установки АЗ, но вследствие недостаточного финансирования не оснащался ею.

Израильский танкВ июне 2010 года танк был рассекречен и выставлен на 10-й международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори 2010» в Париже в связи с поиском партнёра дальнейшую модернизацию.

 

 


TYPE 99

Серийный китайский основной боевой танк третьего поколения «Тип 99» (ZTZ-99) является машиной, созданной на базе прототипа «Тип 98». Один из первых вариантов этого танка с усиленной бронезащитой был продемонстрирован компанией НОРИНКО в 2000 году. Танк был выставлен на всеобщее обозрение на специальном постаменте.

 

 

Первоначально в некоторых источниках эта модификация обозначалась как «Тип 98G» (от китайского «гай» – усовершнствованный, модифицированный). В том же 2000 году была выпущена первая партия из 40 танков «Тип 99». Северокитайский исследователький институт машиностроения №201 (NEVORI, г.Пекин) и Первая машиностроительная компания FIRMACO (бывший завод №617 в г.Баотоу, Внутренняя Монголия), являющиеся разработчиками этой машины начали работу над усовершенствованием прототипа сразу же, как только «Тип 98» вышел на испытания. Основными направлениями по повышению характеристик танка стали: повышение подвижности путём установки более мощного 1500-сильного дизельного двигателя с турбонаддувом, усовершенствование системы управления огнём, повышение защищённости за счёт установки встроенной динамической защиты на лобовые проекции башни и корпуса.
     Комбинированная бронезащита лобовой проекции танка усилена за счет установки блоков встроенной динамической защиты, расположенных поверх основного бронирования, причем на башне блоки расположены «уголком». Кроме того, дополнительно защищена кормовая ниша башни, где динамическая защита смонтирована поверх решетчатой корзины. Подобную схему бронирования можно было также увидеть на модернизированном танке «Тип 96» и пакистанском «Аль Халид». Если на первых образцах «Тип 99» блоки ДЗ устанавливались поверх основных броневых деталей, то на последующих они уже были изначально встроены в общее бронирование. Кроме того, конфигурация дополнительных блоков в прцессе выпуска машин несколько изменялась. Первоначально скулы башни наращивались только вперёд, а затем они стали более скошенными с боков, где также были размещены блоки ДЗ. Помимо этого, часть блоков на последних машинах была установлена и на крыше башни, усиливая её таким образом от кумулятивных боеприпасов, воздействующих с верхней полусферы. Модульная конструкция бронирования позволяет быстро заменять повреждённые блоки на новые.
     Как и прототип «Тип 98», танк «Тип 99» оснащён интегрированным лазерным комплексом активного противодействия JD-3, состоящего из встроенного лазерного дальномера, датчика предупреждения о лазерном облучении LRW и боевого квантового генератора LSDW. При получении сигнала об облучении танка лазерным лучом противника, система предупреждения вырабатывает сигнал на поворот башни в сторону обнаруженного источника, затем включается лазерный луч слабой мощности, определяющий точное местонахождение цели, после чего мощность луча мгновенно возрастает до критического уровня и выводит из строя оптические средства или органы зрения оператора противника.
     Усовершенствованная система управления огнём танка включает в себя комбинированные прицелы наводчика и командира с независимой стабилизацией, лазерный дальномер, тепловизор, цифровой баллистический вычислитель, 2-плоскостной стабилизатор вооружения, набор датчиков (атмосферных условий, износа канала ствола и др.), многофункциональную панель командира с цветным индикатором и систему автосопровождения цели. Изображение от тепловизора выводится на цветные дисплеи командира и наводчика (кратность х11,4 и х5). Кроме того, на танке установлена система навигации с инерциальным и спутниковым (GPS) каналами, данные от которых также выводятся на дисплей командира и накладываются на цифровую карту местности. Танк оснащён современной радиостанцией и ТПУ.
     Основное вооружение танка – 125-мм гладкоствольная пушка – китайский вариант российского танкового орудия 2А46. Ствол пушки оборудован термоизоляционным кожухом. Как на «Тип 98», на танке «Тип 99» установлен гидромеханический автомат заряжания карусельного типа на 22 выстрела. Общий боекомплект составляет 41 выстрел раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяющимся поддоном, кумулятивными снарядами, осколочно-фугасными и танковыми ПТУР 9М119 «Рефлекс» российского производства (с лазерным наведением). Вспомогательное вооружение состоит из спаренного 7,62-мм пулемета «Тип 86» и зенитного 12,7-мм W-85. По бортам башни установлены два 5-ствольных блока дымовых гранатомётов «Тип 84».
     Установленный на танке «Тип 99» дизельный двигатель водяного охлаждения с турбонаддувом мощностью 1500 л.с. создан на базе германского MB871ka501. При массе танка 54 тонны он даёт удельную мощность 27,78 л.с./т. и максимальную скорость передвижения по шоссе – 80 км/ч (по пересечённой местности – до 60 км/ч). Танк разгоняется с места до 32 км/ч всего за 12 секунд. Механическая планетарная трансмиссия предусматривает 7 скоростей для движения вперёд и одну задним ходом. Подвеска торсионная с гироамортизаторами.
     После выпуска 40 танков «Тип 99» их производство было продолжено, но малыми темпами. Сейчас этими современными машинами вооружены только элитные подразделения НОАК, дислоцированные в Пекинском и Шэньяньском военных округах.

 

 


 

Боевая Машина Пехоты «Фрецция». Италия

 

Обычно разработчики боевых машин идут по следующему пути. Сначала создаётся лёгкая машина, ну а потом на её базе более тяжёлая. Итальянцы же из компании Iveco-Oto Melara поступили в точности наоборот. Сначала ими был создан тяжёлый колёсный истребитель танков «Чентауро», а уже затем на его базе была разработана полноценная БМП «Фрецция».

Для создания БМП «Чентауро» претерпел довольно серьёзных изменений. В первую очередь он получил гораздо более серьёзную противофугасную защиту. Также машина оптимизирована для экипажа и десанта из восьми человек. Экипаж машины составляет три человека, двое находятся в башне и один водитель.БМП Фрецция имеет более длинный и узкий корпус, чем Чентауро и весит 26 тонн. Колёсная формула машины 8 × 8. Все колёса у БМП ведущие. Она так же оснащена дисковыми тормозами на всех восьми колесах.

Корпус машины и башня изготовлены из новейшего материала состоящего из слоёв алюминия и баллистической стали, призванного обеспечить более высокий уровень защиты

 

Для армии заказаны 4 варианта. Базовый вариант БМП имеет башню Hitfist производства фирмы Oto Melara и 25-мм скорострельную пушку КБА производства фирмы Rheinmetall. Такая БМП может перевозить десант из 8 человек. Противотанковый вариант машины c башней дополнительно содержит две противотанковые ракеты Spike LR производства фирмы Rafael и современную оптоэлектронную систему наблюдения производства фирмы Selex Galileo Janus. Минометный вариант транспортера вооружен 120-мм полуавтоматическим нарезным минометом TDA 2R2M производства фирмы Thales. Командирский вариант машины имеет башню Hitrole, вооруженную 12,7-мм пулеметом с вынесенным управлением производства фирмы Ota Melara. Машина также оснащена системами С4 (управления, контроля, связи и вычисления параметров), которые являются неотъемлемой частью армейской архитектуры централизованной сети обмена. БМП Freccia является одной из первых цифровых боевых машин в армии Италии.

 

 

Передняя и нижняя броня БМП Фрецция может защитить от 25мм до 30мм снарядов и 6кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте.

Она также оборудован системой коллективной защиты от ОМП.

БМП Фрецция оснащена турбонаддувным дизельным двигателем Iveco 6V мощностью 550л.с. (405kW при 2300 об / мин) и пятиступенчатой КПП. Максимальная скорость машины с максимальной нагрузкой составляет 110 км / ч.

Первая БМП Фрецция был поставлена итальянской армии в феврале 2009 года.

 

 

Каталог авто сайтов
Мини-типография УНЦ ДО

gruzvoz.ruпассажирские перевозки по Москве и России. 506-29-98