КРУШЕНИЯ СРЕДСТВ ДОСТАВКИ ЯО...

 

В марте 1996 года Гринпис опубликовал данные, согласно которым в результате аварий был потерян в морях и океанах 51 ядерный боеприпас (44 - Советским Союзом и семь - США). Кроме того, семь атомных реакторов (пять советских и два американских) с трех атомных подводных лодок СССР и двух АПЛ США затонули при авариях. Еще 19 атомных реакторов (18 - СССР, 1 - США) были преднамеренно затоплены в море (Greenpeace, 1996).

 

 


В воздухе:


 
13 февраля 1950 года. Тихий океан, восточное побережье США.
 
 
На бомбардировщике ВВС США В-36 с ядерным оружием на борту при следовании с Аляски на авиабазу в штате Техас на высоте 2400 метров из-за сильного обледенения загорелся один из двигателей. Экипаж сбросил атомную бомбу в океан, а затем покинул самолет на парашютах (The Defense Monitor, 1981).
 
 

 
10 ноября 1950 года. Канада, провинция Квебек.
 
 
На бомбардировщике В-50, несущем на своем борту атомную бомбу «Марк-4», произошла неисправность двигателя. Бомба была сброшена с высоты 3200 метров и попала в реку. В результате детонации заряда ВВ и разрушения боеголовки река была загрязнена почти 45 килограммами высокообогащенного урана (The Defense Monitor, 1981).
 
 

 
10 марта 1956 года. Средиземное море
 
 
Бомбардировщик В-47 США с двумя ядерными бомбами на борту исчез во время полета. Он совершал беспосадочный перелет с авиабазы ВВС США во Флориде на неизвестную заграничную базу. Были намечены две дозаправки топливом в воздухе. Первая прошла успешно, но со вторым самолетом-дозаправщиком бомбардировщик так и не вступил в контакт, как планировалось, над Средиземным морем. Несмотря на тщательные и обширные по площади поисковые работы, никаких следов самолета, ядерного оружия или экипажа найдено не было (The Defense Monitor, 1981).
 
 

 
31 января 1958 года. Французское Марокко, авиабаза США
 
 
Бомбардировщик ВВС США В-47 с ядерной бомбой на борту разбился при взлете и горел в течение 7 часов на авиабазе в 145 километрах от города Рабат - столицы Французского Марокко. Работников авиабазы временно эвакуировали на расстояние 1,5 километра от неё. Марокканские власти об аварии уведомлены не были (The Defense Monitor, 1981).
 
 

 
5 февраля 1958 года. США, штат Джорджия
 
 
Бомбардировщик В-47 с водородной бомбой на борту столкнулся в воздухе с истребителем. При этом у бомбардировщика было повреждено крыло, что привело к смещению одного из двигателей. Пилот бомбардировщика после трех неудачных попыток приземлиться с ядерным оружием сбросил водородную бомбу на мелководье в устье реки Саванна.
В течение пяти недель ВВС США безуспешно искали бомбу. Поиски прекратили после того, как 11 марта 1958 года в штате Южная Каролина с бомбардировщика была случайно сброшена другая водородная бомба, что привело к более тяжелым последствиям. Тогда первую из двух бомб стали рассматривать как безвозвратно потерянную. Поданным экспертов министерства обороны США, в настоящее время она покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, погруженная в песок на 5 метров. Для ее поиска и извлечения, по расчетам специалистов, требуется около пяти лет и 23 млн долларов (Clair, 2001; The Australian, 2001).
 
 

 
28 февраля 1958 года. Великобритания, авиабаза близ города Ньюбери
 
 
При взлете произошла поломка двигателя у самолета ВВС США В-47. Для спасения его два топливных бака, находившихся на концах крыльев, были сброшены с высоты 2500 метров. Один из них взорвался на расстоянии 20 метров от другого самолета такого же типа, стоявшего на парковке, на борту которого имелись три ядерных заряда. Пожар, возникший в результате этого и длившийся около 16 часов, стал причиной взрыва взрывчатых веществ (ВВ) как минимум одного заряда, разрушения бомбардировщика, гибели двух человек и ранения еще восьми. Пожар и взрыв привели к выбросу плутония и высоко-обогащенного урана. Однако ВВС США и британское министерство обороны так и не признали, что в этом инциденте присутствовало ядерное оружие. Хотя двое ученых еще в 1960 году обнаружили вблизи авиабазы значительное загрязнение местности ядерными материалами, их секретный доклад был обнародован лишь в 1996 году (Shaun, 1990; Broken Arrow, 1996; Хансен, 2001).
 
 

 
10 марта 1958 года. США, город Флоренс
 
 
Бомбардировщик В-47 при перелете с авиабазы в штате Джорджия на зарубежную случайно сбросил за борт ядерную бомбу, которая упала в малонаселенном районе в 6 милях к востоку от города Флоренс. Заряд её взорвался при столкновении с землей. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 10 метров и диаметром 20. Был поврежден частный дом. Ранение получили шесть его жителей. Кроме того, были частично разрушены пять домов и церковь (The Defense Monitor, 1981).
 
 

 
14 октября 1959 года. США, город Хардинсберг
 
 
Бомбардировщик В-52 с двумя ядерными бомбами на борту столкнулся на высоте 10 000 метров с самолетом-заправщиком КС-135 вскоре после начала процедуры дозаправки топливом. При крушении погибли восемь членов экипажей. Две ядерные боеголовки впоследствии были найдены и утилизированы (The National Times, 1981).
 
 

 
16 января 1966 года. Испания, населённый пункт Паломарес
 
 
Крупнейшая авария с ядерным оружием вблизи населенного пункта. Стратегический бомбардировщик В-52 (с четырьмя термоядерными бомбами на борту) на высоте 9 тыс. метров над Средиземноморским побережьем Испании столкнулся при дозаправке в воздухе с топливозаправщиком КС-135. Оба самолета загорелись, упали на землю и взорвались. Их обломки оказались разбросанными на площади 39 квадратных километров. Пилоты бомбардировщика успели произвести аварийный сброс ядерного оружия. Тормозные парашюты двух бомб полностью отказали, и они ударились о землю с большой скоростью. Произошел подрыв взрывчатого вещества заряда, сопровождавшийся рассеиванием плутония на площади 2,3 квадратных километра. Одна из бомб упала в море. Она была найдена и поднята через 80 дней после аварии. Экологическая очистка территории вблизи поселка Паломарес, которую в течение 81 дня проводили американские военнослужащие, включала в себя снятие верхнего слоя грунта с площади более 100 гектаров, упаковку его в 200-литровые металлические бочки (их потребовалось 4600) и отправку на захоронение в США на завод «Саванна Ривер». Общие затраты на очистку территории и поиск затонувшей бомбы составили около 120 млн долларов США. Еще почти 650 тыс. долларов были выплачены местным жителям за ущерб, причинённый их огородам (Place, 1975; Горз, 1978; Atomic Audit, 1998).
 
 

 
21 января 1968 года. Гренландия, авиабаза ВВС США вблизи пункта Туле
 
 
На американском бомбардировщике В-52 в полёте над территорией Гренландии вспыхнул пожар. Экипаж покинул самолет а он, неся на своем борту 130 тонн авиационного топлива, со скоростью 900 км/ч ударился об лед залива приблизительно в 15 километрах от авиабазы США в пункте Туле. Произошел взрыв ВВ в четырех термоядерных бомбах, находившихся на борту В результате делящимися ядерными материалами была загрязнена значительная ледяная поверхность. Согласно выполненным позже исследованиям на месте аварии распылилось 3,8 килограмма плутония и, кроме того, приблизительно в четыре раза больше урана-235.
Экологическую очистку почвы проводили в течение восьми месяцев свыше 700 человек - американские военнослужащие и датские гражданские сотрудники авиабазы. Несмотря на крайне тяжелые погодные условия, почти все работы удалось закончить до начала весеннего таяния: 10 500 тонн загрязненного снега, льда и других радиоактивных отходов были собраны в бочки и отправлены для захоронения в США на завод «Саванна Ривер». Однако остатки радиоактивных веществ всё-таки попали в воды залива. Общая стоимость работ по экологической очистке была оценена приблизительно в 9,4 млн долларов. После этой аварии министр обороны США Роберт Макнамара приказал удалить ядерное оружие с бомбардировщиков, осуществлявших боевое дежурство (SAC, 1969; Smith, 1994; Atomic Audit, 1998).
 
 

На земле:


 
26 июля 1956 года. Великобритания, Кембридж, авиабаза королевских ВВС
 
 
Бомбардировщик ВВС США В-47 врезался в ангар на авиабазе в 20 милях к северо-востоку от Кембриджа, где хранились три ядерные боеголовки МК-6. Огнеборцы потушили пожар раньше, чем смогли загореться и детонировать взрывчатые вещества боеприпасов. Один из генералов военно-воздушных сил США высказался так по этому поводу: «если бы горящее самолетное топливо вызвало химический взрыв ядерных боеприпасов, часть территории на востоке Англии могла бы превратиться в пустыню». Другой офицер сказал, что крупной аварии с ядерным оружием удалось избежать лишь «благодаря комбинации огромного героизма, большой удачи и воли Бога» (Gregory, 1990; Хансен, 2001).
 
 

 
7 июня 1960 года. США, город Трентон, авиабаза
 
 
На крылатой ракете от взрыва контейнера с гелием разрушились и загорелись топливные баки. Пожар продолжался 45 минут. Ракета с ядерной боеголовкой превратилась в расплавленную массу. Радиоактивное загрязнение в районе аварии было отмечено в радиусе нескольких десятков метров (Greenpeace, 1996).
 
 

 
6 декабря 1964 года. США, штат Южная Дакота, авиабаза ВВС
 
 
Тормозной ракетный двигатель возвращаемого аппарата межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмен-1»загорелся из-за того, что была нарушена система управления шахтной пусковой установкой. Ракета находилась на стратегическом боевом дежурстве и была вооружена ядерной боеголовкой (Greenpeace, 1996).
 
 

 
23 февраля 1970 года. ФРГ, Boetingen
 
 
Инцидент случился из-за того, что работник из обслуживающего персонала баллистической ракеты, действуя при осмотре ракеты в нарушение правил в одиночку, случайно удалил пироболт и его детонирующий кабель. Произошло падение ядерной боеголовки. При этом был поврежден её теплозащитный материал (Greenpeace, 1996).
 
 

 
20 сентября 1980 года. США, город Дамаск
 
 
Авария на шахтной пусковой установке с межконтинентальной баллистической ракетой «Титан II». Техник во время регламентных работ уронил разводной гаечный ключ, который пробил топливный бак ракеты. Это привело к утечке компонентов топлива и к взрыву его паров. В результате 740-тонная крышка ракетной шахты была сорвана, а 9-мегатонная ядерная боеголовка подброшена на высоту 180 метров и попала за пределы технологической площадки. Однако ядерного взрыва не последовало, боеголовку вовремя обнаружили и утилизировали. И всё-таки не обошлось без жертв: один человек погиб, 21 был ранен (Gregory, 1990; Хансен, 2001).
 
 

 
8 апреля 1984 года. ФРГ, город Брюгген, авиабаза королевских ВВС Великобритании
 
 
Один из самых опасных инцидентов с британским ядерным оружием. При погрузке авиабомбы в самолет из-за непрофессиональных действий обслуживающего персонала она сорвалась с транспортной тележки и упала на бетонную поверхность. На базе была объявлена тревога. Состояние повышенной боевой готовности продолжалось 48 часов. Обследовав бомбу, обнаружили значительные повреждения отдельных элементов её ядерного боеприпаса. Причем такие, что из Великобритании срочно были вызваны специалисты по дезактивации местности (Чрезвычайные происшествия, 2001).
 
 

На море:


 
4 декабря 1965 года. Япония, Тихий океан, 80 км к востоку от острова Окинава
 
 
С авианосца ВМФ США, находившегося в плавании у берегов Японии, сорвался с подъемника, упал в открытое море около острова Окинава и затонул на глубине 4800 метров бомбардировщик с атомной бомбой на борту (IAEA, 2001).
 
 

 
12 марта 1984 года. Японское море
 
 
Авианосец ВМФ США столкнулся с советской АПЛ класса «Виктор». На борту авианосца было несколько десятков ядерных боеголовок, на борту советской субмарины - две ядерные торпеды (Greenpeace, 1996).
 
 

Под водой:


 
8 марта 1968 года. Тихий океан
 
 
При выходе на боевую службу, вероятно, от столкновения с американской АПЛ в 750 милях от Гавайских островов на глубине свыше 5200 метров затонула советская дизельная подводная лодка К-129. На борту её находились три баллистические ракеты и две торпеды с ядерными боеголовками. Погибли 98 членов экипажа. В августе 1974 года в ходе разработанного в ЦРУ США проекта «Дженифер» была извлечена из глубин часть подводной лодки. Подняты ли торпеды с ядерными боеголовками, неизвестно (Мозговой, 1994; Гулько, 1999).
 
 

 
6 октября 1986 года. Атлантический океан
 
 
В западной Атлантике в 770 километрах к северо-востоку от Бермудских островов на глубине 5,5 километра затонула советская стратегическая атомная подводная лодка К-219 «Навага» (проект 667А класса «Янки-1»). Причиной аварии стали разгерметизация одной из ракетных шахт, нарушение прочности баков баллистической ракеты, выход компонентов топлива в отсеки и последующее поступление забортной воды внутрь корпуса лодки. Погибли четыре человека. «Навага» имела на борту 16 баллистических ракет с ядерными боеголовками и две ядерные торпеды (Осипенко, 1994).
 
 

 
20 марта 1993 года. Баренцево море
 
 

Российский стратегический подводный ракетоносец К-407 (проект 667 класса «Дельта-IV») столкнулся с американской АПЛ «Грейлин» (SSN-646). Инцидент обошелся без человеческих жертв, но лодки получили повреждения легкого корпуса. Однако, по мнению специалистов, случись это на 20 секунд позже, американское судно протаранило бы ракетный отсек российской лодки и повредило бы шахты и ракеты. Вероятнее всего, взрыв в результате утечки ракетного топлива уничтожил бы обе субмарины. Их разрушенные части с незаглушенными ядерными реакторами и по меньшей мере с 64 ядерными боеголовками оказались бы на глубине мелководного Баренцева моря. Вряд ли кто-либо из членов экипажей смог бы спастись (Мясников, 1998).